Методическая копилка

 Официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

" Центр развития ребенка - детский сад "Улыбка"

                          Методическая копилка

 

        

                   

 

 

«Лэпбук как форма совместной исследовательской

 деятельности взрослых и детей».

Воспитатель
Синицына О.В.

Любая познавательная и исследовательская деятельность – это поиск и сбор информации (устный и практический) и, как правило, дети со временем забывают часть полученного опыта и приобретенных знаний. Перед нами встал вопрос - как помочь детям  зафиксировать информацию, полученную в процессе исследования, чтобы они могли потом еще не раз к ней обратиться. И мы решили попробовать использовать с этой целью лэпбук.
Лэпбук – сравнительно новое средство создания условий для развития детей. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки (миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.) с целью организации и фиксации изучаемого материала.
Его можно изготавливать:
1. Совместно с детьми
2. Индивидуально с ребенком
3. Самостоятельно ребенком
4. С родителями
Исследовать с помощью лэпбука можно любую тему, предмет, свойство, явление и т.д. Мы решили в нашей подготовительной к школе группе начать с изучения времен года и первым делом организовали совместный поиск информации по теме «Осень».
По мере продолжения знакомства с явлениями и признаками осени в совместной деятельности с детьми, закрепляли информацию с помощью изготовления элементов описания осени (выбор картинок, литературных произведений, изготовление листьев, кармашков и др.) и размещали их в нашей папке.
В результате у нас получился первый совместный лэпбук как результат исследования осени. Дети могут в любое время к нему обратиться и вспомнить основную информацию про осень, а воспитатель использовать при организации образовательной деятельности.
В дальнейшем мы планируем изучить таким образом каждое время года. И в результате у детей будет собран с помощью таких лэпбуков банк своей собственной информации.
Любой лэпбук хорошо подойдет для занятий как совместной деятельностью, так и индивидуальной. С его помощью  можно выбрать задание, учитывая возможности каждого ребенка. А самое главное, лэпбук – это продукт детского творчества как коллективная и индивидуальная папка-книжка. А для детей, как маленьких исследователей очень важно видеть то, что они сделали и чего они достигли.
Фотоотчет
 

 

 

Информационно - коммуникативные технологии как форма организации взаимодействия с родителями.

Заместитель заведующего по ВМР

Шишигина Е.В.

 

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на ведение детей в пространство культуры,  постижение ее ценностей и смыслов.

Взаимодействие может быть развивающим и поддерживающим.

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению  актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых.

Развивающее взаимодействие призвано предупреждать возникновение проблем и помогать родителям, осваивать продуктивные способы общения с ребенком.

Нужно ли детскому саду налаживать взаимодействие с семьей? Непременно! Нужно ли искать новые формы такого взаимодействия? Безусловно. И первое, что нужно сделать на этом пути, так это признать: старые формы контактов с родителями изжили себя.

Современные родители, прежде всего, требуют к себе уважения, они грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты. Поэтому они не хотят никакой лишней информации.

 Занятость родителей  является основной проблемой взаимодействия детского сада с семьей. В период утренних и вечерних встреч с родителями, воспитатель занят с детьми и не может уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями.

Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

• минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

• возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

• обеспечение индивидуального подхода к субъекту коммуникации;

• оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;

• рост объема информации;

• обеспечивает диалог субъектов коммуникации (электронная почта, форум);

• оперативное получение информации;

• расширение информационных потоков;

• создание электронных газет, журналов.

            Задачи внедрения использования ИКТ:

1) Интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи.

2)Повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта.

3)Создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ

4) Формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия.

5)Создать условия для использования информационно–коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей.

6)Развивать демократический стиль управления ДОУ.

7)Реализация механизма и форм  публичной отчетности. 

8)Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии  с ДОУ.

9)Популяризировать деятельность ДОУ.

 Информационно – коммуникативная служба детского сада представлена следующими видами:

  • сайт детского сада;
  • сотовая связь;
  • медиатека и библиотека;
  • электронная почта.

Таким образом, можно сказать, что целенаправленное системное информационное взаимодействие, направленное на родительскую общественность, с использованием информационно-коммуникативных технологий позволяет значительно повысить эффективность сотрудничества детского сада и семьи, если использовать:

• Электронную почту для обмена мнениями  без затраты времени;

• Индивидуальную подачу информации;

• Заказной принцип консультирования родителей.

Планируемые результаты взаимодействия с использованием ИКТ:

• Информация изучается родителями в удобное для них время;

• Возрастают потоки информации;

·                      Взаимодействие становится более плодотворным и открытым

 

  

«Детям о Великой Отечественной Войне»

Воспитатель

Худякова Н.А.

 

В дошкольном образовании уделяется большое внимание созданию условий для воспитания в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, победы, чувства уважения к старшим, стремления в своих поступках следовать положительному примеру.

Тема ВОВ – одна из самых важных в воспитании патриотизма, уважения к защитникам Родины и реализуется, как правило, на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и, вызывающих у них эмоциональные переживания.

Основная работа по данному направлению в нашей образовательной организации  в течение многих лет строится  с использованием следующих видах совместной деятельности с детьми:

1.     Чтение произведений о героях ВОВ.

2.     Беседы о войне с просмотром фрагментов фильмов.

3.     Слушание и пение фронтовых песен.

4.     Экскурсия к Вечному огню.

5.     Беседы о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

6.     Просмотр отрывков детских фильмов («Орлёнок», «Улица младшего сына», «Пятёрка отважных» ( повествующие о подвигах юных партизан).

7.     Создание и организация выставок детских творческих работ – рисунков, аппликаций, коллажей на тему «Чтобы не было войны», «Пусть всегда будет солнце».

8.     Создание творческих информационных стендов с привлечением к участию родителей о ВОВ, о родных и близких принимавших в ней участие.

К празднованию 70-летней годовщины со Дня Победы в нашей образовательной организации подошли с особой тщательностью. Во всех группах прошли тематические беседы с детьми, выставки творческих работ, акции «Мы помним, мы гордимся», «Письмо солдата». В группах старшего дошкольного возраста с помощью родителей педагогами были изготовлены памятные венки, состоялась экскурсия детей к мемориалу павших с их возложением. Дети внимательно изучали фамилии погибших солдат, слушали рассказы педагогов, с интересом и рассматривали, появившуюся на площади пушку – как символ защиты Родины от врагов. В заключение для наших воспитанников и гостей прошел памятный концерт «Люди МИРА, на минуту встаньте!», подготовленный детьми и педагогами. Воспитанники пели фронтовые песни, танцевали, рассказывали стихи, приняли участие в маленьком Параде Победы.

      Я думаю, все, те условия, которые мы создаем нашим воспитанникам, познакомив их с героизмом русского человека, солдата, помогут им приобрести опыт, который навсегда останется в их сердцах и найдет свое продолжение в дальнейшей учебе в школе, в жизни,  в поступках и делах.

 

 

Художественная гостинная "Дети - цветы жизни" 

28 ноября художественная гостиная «Дети – цветы жизни» открыла свои двери для всех желающих принять участие в мастер-классе по созданию мандалы «1000 листьев».

Дети и родители подготовительной группы «Радуга» познакомились с понятием «Мандала» и попробовали самостоятельно нарисовать свой собственный рисунок в круге.

На протяжении всей человеческой истории Мандала проявлялась как универсальный и неизменный символ цельности, гармонии и преобразования.

Круг – это основополагающий знак, первичный символ и всего, и ничего, символ неба и солнечного ока, всеобъемлющая форма.

Само слово "мандала" в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание».

В каждой культуре существуют своё понимание, своя терминология, своё назначение, своё воплощение и способы применения круговых изображений.

Чаще всего мы не замечаем присутствие мандалы в нашей жизни и то, что мы сами того не зная периодически ее создаем (снежинки, тарелки, зонты, калейдоскоп, салфетки и т.д.)

В психологическом смысле мандала – это символическое выражение центра, сущности, источника энергии.

            Она представляет собой уникальный инструмент самопознания и саморазвития.

Именно Самость создает тот рисунок души, который отображается в Мандале. Круг мандалы отражает  стремление  человека к самореализации и целостности.

Создавая мандалу, каждый присутствующий на мастер-классе создавал свой индивидуальный символ, который отражал его настроение в данный момент.

На данном мастер-классе «Мандала - 1000 листьев» участники рисовали простой рисунок, берущий свое начало в центре круга и состоящий из следующих этапов:

1.         определение центра круга;

2.         рисование веток простым карандашом или гелевой ручкой (волнистых линий от центра круга к краю);

3.         расположение листьев на ветки (форму листьев выбирается по желанию рисующего);

4.         добавление элементов( звезды, снежинки, сердца, круги, цветы – по желанию рисующего);

5.         раскрашивание цветными карандашами или фломастерами (по желанию рисующих).

Рисунок манадалывыполнялся в процессе совместного творчества ребенка и взрослого. В течение всего процесса рисования звучала приятная тихая мелодия для создания спокойной и гармоничной обстановки.

Дети с удовольствием рисовали вместе с мамами, творили и фантазировали под их чутким руководством.

В результате у каждого участника получилась своя мандала «1000 листьев» и значительно улучшилось настроение и творческая активность.

 

 

педагог по изобразительной деятельности

Шишигина Е.В.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ».


Мартюшева Н.Г.,
воспитатель
МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
-сенсорное развитие ребенка; 
-формирование элементарных математических представлений;
-формирование целостной картины мира;
-развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. На последнем остановлюсь поподробнее.
Этот большой мир ребенок познает опытным путем.
 
Когда еще не умеет ходить, говорить- он уже учится, познает и исследует. Трогая игрушку руками, он изучает ее форму, структуру, размер. Беря ее в рот – ему становится понятно, что это нельзя есть. Так ребенок с рождения познает мир. Психологами доказано, что дети по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в исследовательской работе. Жажда новых впечатлений, любознательности, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы действительности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально-мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Практика показала, что дети с удовольствием превращаются в «ученых» и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать для этого условия. Что мы и сделали. Для проведения исследования в нашей группе создана «мини-лаборатория», оснащенная специальным оборудованием и разнообразными материалами:
-разнообразные сосуды из различного материала: пластмассы, стекла, металла;
-природные материалы: листья и срезы деревьев, шишки, ракушки, перья птиц, камни, семена, песок, глина, земля;
-различные приборы: микроскоп, весы, лупы, магниты, увеличительные стекла;
-технические материалы: гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
-бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожа, мех, дерево, пробки;
-медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
-мука, соль, сода, свечи, зеркала, фонарь, сито, свечи;
-разные виды бумаги: обычная, наждачная, копировальная, гофрированная, картон;
-схемы для проведения опытов.
 
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования опыты предлагаются от имени игровых персонажей: «перышко», «Незнайка», «Торопунька», «капелька» и задают вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Отчего?».
Прежде, чем начать работу в лаборатории, всегда вспоминаем правила техники безопасности, которые придумали дети, как для друзей-персонажей, так и для себя:
-с сыпучими материалами надо работать только на подносе;
-для работы бери только нужные материалы;
-пробовать на вкус можно только тогда, когда точно знаешь, какое вещество ты пробуешь;
-клади на место все материалы после завершения работы. 
Ты работу завершил? Все на место положил?
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу, что теплый воздух легче холодного.
При знакомстве со свойствами песка дети рассматривают песок через лупу, наблюдают и описывают песчинки глядя в микроскоп. Затем, устраивая бурю, дуют в банку с песком. Делается вывод, что песок рыхлый, рассыпчатый, с различным оттенком светло-коричневого цвета.
Наиболее интересны опыты-эксперименты по смешиванию воды с разными веществами. Например, когда дети пробуютпоместить в воду песок, соль, сахар,кофе, шампунь, гречку, растительное масло, варенье, сок, краски, то предварительно пытаются предугадать, что произойдет с тем или иным веществом. Наблюдают ее цвет, проверяют ее на ощупь, пробуют на вкус, следуя правилу 3; в старшем возрасте дети изготавливают разноцветные ледышки для украшения елочки на улице. У маленьких ученых возникали вопросы: «Почему тает быстрее цветной и грязный лед?», «А что будет, если воду налить в бутылку и закопать в сугроб?», «Не все вещества растворяются в воде». С детских лет у детей формируется интерес и уважение к научной познавательной деятельности.
 

При изучении человека, дети с интересом проводят опыты, рассматриваюткожу через лупу, изучают пальцевые рисунки, проверяют кожную чувствительность, изучают остроту слуха. В процессе такой работы ребята понимают основное назначения таких органов чувств, как глаз, уха, нос, язык; важность гигиенических процедур для своего здоровья.
Очень нравятся детям эксперименты с магнитом. На занятии «Волшебный магнит» дети изучают материалы, которые взаимодействуют с магнитом, знакомятся с его свойствами: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, намагничивание металлических предметов; решают «магнитные задачки» на смекалку и сообразительность, например: достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук.
Опытно-исследовательскую деятельность с детьми организуем не только в мини-лаборатории, но и во время прогулок. Так с ребятами проводим опыты такие как «Нужен ли растениям снег?», «Где будут первые проталинки?». Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства.
В заключении хочется привести слова академика К.Е. Тимирязева: «Люди, научившееся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

 

 

 

                                    

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ.

Иванова О.В.,
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»

В соответствии с Федеральными Государственными требованиями, мы помогаем усвоить детям первичные представления о самих себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе, формируем способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, учим соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила.
Эти два интегративных качества включают развитие такой образовательной  области как «социализация». Для успешного формирования и развития интегративных качеств мы используем наблюдения, специальные занятия, беседы, упражнения и, конечно, игру. 
Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. На ней я хочу остановиться подробнее.
Давайте задумаемся, что же такое игра и какую роль играет она в развитии ребенка.
Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра является своеобразным «полем творчества» для ребенка.

 

Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка.
К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы.
Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий.
 В игре удовлетворяются основные потребности ребенка:
              в движении
              в общении
              в познании
              в самореализации, свободе, самостоятельности
              в радости, удовольствии
              потребность быть «как взрослый».
В какие игры мы играем с детьми?
Это сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские игры, игры-фантазии, строительно-конструктивные, дидактические игры, игры-экспериментирования, подвижные игры. И каждый вид игр способствует развитию у детей новых качеств. Например, самые любимые детьми игры — сюжетно-ролевые — развивают символическую функцию мышления, самостоятельность, готовность к взаимопомощи, сотрудничеству, умение ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников, самые нужные, где дети сами ставят цель игры: построить дом, поехать в Москву, состряпать обед... Процесс игры заключается в осуществлении этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления. Пусть поезд, на котором он едет, построен из стульев, пусть дом построен из щепок, не в этом дело - фантазия ребенка дополнит действительность. Тут важен самый процесс построения плана. Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что дети воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия дошкольников, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств. В сюжетно-ролевых играх отчетливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных. В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы.

 

Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.  Развивающее влияние строительных игр  на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развитию конструктивного мышления.
Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное, обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредоточивать внимание на последовательности действий.
Таким образом, строительные игры  развивают у детей способность творческого отображения явлений окружающей жизни, интерес к технике, конструктивное мышление, художественный вкус, формируют дружеские взаимоотношения.
 

 Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки ее в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока-белобока», в играх с пальчиками мы  привлекаем внимание маленького ребенка к окружающим предметам, называет их.
  Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Игровая задача иногда заложена в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т. п. Интерес к ней, стремление выполнить ее активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
 Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, произвольного внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом - их развивающая роль.
Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинок парами, соответствующих картинок к основной карте, называние изображенного предмета, того или иного его качества содействуют развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, морковка оранжевая, растет на грядке).
 Для детей старших групп интересны настольно-печатные игры, в которых отражены явления природы, представлены разные виды транспорта («Кто на чем ездит, плавает, летает»), действуют герои сказок («Сказки Пушкина», «Смелые и ловкие» и др.). Эти и подобные им игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятиях, в процессе наблюдений на экскурсиях.  Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от задач, которые ставятся перед детьми. В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).  В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры.
 

Особую группу составляют игры-забавы. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержатся шутка, безобидный юмор. Основное их назначение - повеселить, позабавить детей, порадовать их. Содержание и правила многих игр требуют или быстрого игрового действия, или отсроченного. Одни из них вызывают быструю, часто неожиданную реакцию, а другие учат детей проявлять волевое усилие. К играм-забавам относятся такие известные, как «Поймай зайчика», «Жмурки с колокольчиком» (определение направления по звуку), «Кто быстрее соберет картинку» (на координацию движений) и др.
Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д.  Большое влияние оказывают подвижные игры и на нервно-психическое развитие ребенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,  в этих играх развиваются воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Проведя обследование выпускников, я с уверенностью могу сказать, что из них 94 % имеют представления о себе, окружающих, у них сформирована способность управления собственным  поведением и умеют планировать свои действия, и соблюдают элементарные правила и нормы поведения.
 Как я уже сказала, все игры детей развиваются под руководством взрослых. Именно, взрослые знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр. При этом следует помнить, что
• Дети любят играть самостоятельно;
• Но ещё больше любят играть со взрослым;
• А чаще всего они играют со сверстниками.
Играйте больше со своими детьми, ведь игра для ребенка — не просто развлечение, а «естественный способ рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте», «искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

 

Художественно – эстетическое воспитание дошкольников.


Мерзаева М.С.,
МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»

 

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
 когда он живет в мире игры, музыки, фантазии, творчества…»
 (В. А. Сухомлинский.)


          Работа по  художественно – эстетическому развитию дошкольников в нашем детском саду включает:
 Образовательную область «Художественное творчество»
Образовательную область «Музыка»
 Область дополнительного образования «Художественный труд»
Замечательные педагоги  ведут эту работу.  Галина Викторовна Лисаева  –  музыкальный Руководитель, педагог высшей квалификационной категории; Ирина Николаевна Высоцкая – педагог по художественному труду  1  квалификационной категории; Марина Сергеевна Мерзаева – педагог по изобразительной деятельности  высшей квалификационной категории.
 Цель нашей работы: Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, на сотворчестве со сверстниками, педагогами и родителями.

           Эстетическое оформление интерьера нашего детского сада, предметно-развивающая среда с любовью, созданная общими усилиями всего коллектива, призвана будить в детях чувство прекрасного, способствовать их творческой активности.  Просторная изостудия,  замечательный музыкальный зал оснащены необходимым оборудованием для развития детей в той или иной художественно - творческой деятельности. Это разнообразие изобразительных материалов,  образцы классического и декоративно - прикладного искусства,  мини галерея работ Владимира Эдуардовича Гиль,   детские музыкальные инструменты (в том числе изготовленные из бросового материала руками педагогов).  Прекрасные костюмы для персонажей утренников  и выступлений наших маленьких артистов, создает Ольга Владимировна Виноградова.   Изготовление бутофории и декораций,  праздничное  оформление зала к утренникам и развлечениям является заботой педагога по изобразительной деятельности.  

 

 
                                      
    
        Мы используем различные формы организации детской деятельности по всем направлениям работы:
• это организованная образовательная деятельность, которая проходит как в первую, так и во вторую половину дня,
• праздники и развлечения,
• мини спектакли и театральные постановки,
• выставки и конкурсы,
• кружковая работа.

 Какой же деятельностью занимаются с детьми наши педагоги?

                 В художественно – изобразительном  творчестве  -  это рисование и  лепка,  ознакомление с искусством (классическим и декоративно-прикладным).  Образовательная деятельность проводится в соответствии с рабочей программой, разработанной в соответствии с новыми ФГТ, с учетом  интеграции образовательных областей.  В течение года на базе детского сада были организованы выставки детских работ по различным темам: «Зима - красавица», «Мой  друг», «Мамочка любимая», «Мой папа самый-самый!».  Не один год в подготовке поделок для выставки  «Веселый урожай» учувствуют и проявляют  свою фантазию, в совместном творчестве, наши талантливые  родители и дети. С этими великолепными  композициями по сказкам  и другими  чудесными  поделками  из овощей и фруктов наш детский сад принял участие в выставке плодов и овощей «Дары осени» приуроченной к 45-летнему   Юбилею нашего  города и  были  награждены благодарственным письмом организационного комитета. В 2011 году мы участвовали в создании общей композиции от детских садов « Сказка о колобке – казачке», которую город вывозил в Абакан на республиканский  праздник урожая, где  Абаза была награждена за лучшее оформление выставки.
         
       
      

 

            В работе по развитию музыкальных способностей детей выделяются такие виды деятельности, как   знакомство с классической музыкой,  пение,   музыкальная ритмика,  элементарное музицирование. В течение года  музыкальным руководителем было подготовлено и  проведено более 15  праздников и развлечений. Вот лишь некоторые из них :  «День пожилого человека»,  «Осенние утренники», «День рождения детского сада», «День матери», «Новогодние утренники», «Масленица»,  «День земли».  Воспитанники Галины Викторовны постоянные участники муниципальных конкурсов «Салют победы!», «Мир вокруг нас».  За подготовку детей к данным мероприятиям Лисаева Г.В.   награждена  почетными грамотами и дипломами.

 


    

 

 В рамках дополнительного образования в нашем детском саду работают изобразительная студия «Семицветик», музыкально-ритмическая группа «Изюминка» и кружок художественного труда «Оч.умелые ручки» Педагоги работают по авторским  рабочим программам дополнительного образования, которые предполагают превышение образовательного минимума базовой программы.

     Область дополнительного образования «Художественный труд» представляет кружок «Оч.умелые ручки»

       На занятиях по художественному труду дети занимаются изготовлением поделок из бумаги, бисера, природного и бросового материала. Замечательные панно и сюжетные композиции, изготовленные детьми, под руководством И. Н. Высоцкой неоднократно занимали призовые места на выставках  разного уровня.
   

      Воспитанники изостудии «Семицветик» под руководством Мерзаевой М.С. и студии «Изюминка» под руководством Лисаевой Г.В. регулярно  участвуют в городских, Республиканских и Всероссийских выставках и конкурсах  детского творчества.

    Так воспитанник  изостудии Лев Борисов стал победителем конкурса «Кружка для мамы» 2012 года, Борбояков Егор и Максим Федянин заняли призовые  места  в выставке «Рисуют мальчики войну» 2010 года, Иван Ласс стал лауреатом   Международного  конкурса «Марш парков» 2010 года.  Рисунки юных художников отправлены на республиканский конкурс «Нет фашизму!» и международный конкурс «Я карандаш с бумагой взял….» по произведениям Сергея Михалкова. Ждем результатов. За подготовку воспитанников Мерзаева М.С. награждена грамотами и благодарственными письмами.

     Вокально- хоровой коллектив «Изюминка» является  участником и дипломатом городского  конкурса Юных Дарований  2010 года, конкурса патриотической песни «Солдатский конверт» 2010 года.  В апреле 2012 года коллектив принял участие в  Фестивале  Детского и Юношеского творчества, посвященном Международному Дню Танца.  Детский коллектив  и музыкальный руководитель были награждены Дипломом участника Фестиваля и сладкими призами. 

      В 2011 году в столице Хакасии прошли  IV Всероссийские Педагогические Чтения  «Гуманная педагогика: «Учитель вдохнови меня на творчество!»,  в которых приняли участие Лисаева Г.В., Мерзаева М.С.  с докладом «Интеграция музыкально-художественной и продуктивной деятельности как средство развития детского творчества и эмоциональной отзывчивости». Педагоги были отмечены Благодарственными письмами Оргкомитета. Кроме того в 2011 году педагоги были  награждены благодарственными письмами за активное участие в подготовке и проведении праздничных мероприятий, посвященных 45-летнему юбилею г. Абаза. В 2012 году Лисаева Г.В. приняла участие в Региональной Ярмарке социально-педагогических проектов и воспитательных технологий.

Мы ежегодно отслеживаем результаты своей работы. Наши воспитанники из года в год  пополняют ряды юных музыкантов Абазинской музыкальной школы. Талантливые артисты продолжают познавать исполнительское  мастерство в студиях школ города и выступать на сцене Дворца культуры. Большинство наших  маленьких художников имеют по изобразительной деятельности и трудам на начальных ступенях школы оценки 4 и 5. И с удовольствием продолжают свое творческое развитие в кружках Центра детского творчества.

 

Коррекция и профилактика речевых нарушений.


Гордиенко Н.В,
учитель-логопед
МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»

            Работаю учителем-логопедом, моя миссия в детском саду заключается в  выявлении, коррекции и профилактике речевых нарушений у воспитанников нашего детского сада. Уже в младших группах наблюдаю за детьми, беседую с воспитателями, при необходимости провожу разъяснительную работу с родителями, с целью построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, имеющего проблемы в речевом развитии.
            Опыт работы воспитателем помогает мне найти подход к каждому ребенку, учитывать в работе настроение, характер, темперамент детей, и в соответствии со знанием психологии ребенка подбирать формы и методы логопедического воздействия и личностно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми.
            Набор детей на логопедические занятия проходит через ПМПК в конце средней группы, занятия проводятся в старшей и подготовительной группах. В учебной деятельности ведется не только работа над звукопроизношением, у детей развивается фонематический слух, идет обогащение словарного запаса, развивается связная речь, мелкая моторика, проходит обучение грамоте. Полученные на занятиях знания и умения дети закрепляют дома, для этого ведется тетрадь для домашних заданий.
В своей работе за основу беру традиционную коррекционную программу (Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В.)  т.к. в ней четко определены задачи коррекционной работы, требования к занятиям, цели и задачи  на каждый период обучения.
             Для того, чтобы детям было интересно на занятиях, легче усваивался материал, в кабинете есть различные игрушки, дидактические и настольные игры для развития речи и психических процессов ребенка.
 
 
            Кроме того, я самостоятельно изготавливаю пособия, руководствуясь новинками в области коррекционной педагогики. Например,  для пересказа, заучивания стихотворений, составления рассказов, придумывания загадок, использую вот такие мнемодорожки, которые помогают ребенку запомнить последовательность событий, иметь перед собой наглядный план рассказа.
 

            Также мной изготовлены различные наглядные пособия, которые я использую на занятиях по обучению грамоте, эти игры разнообразят занятия и помогают поддерживать интерес детей.
 
             Для разнообразия наглядного материала использую коллажи, которые изготовливаю самостоятельно или вместе с детьми. Особенность коллажа в насыщенности и яркости видеоряда, в сочетании крупных и мелких деталей. Такая картина притягивает взгляд, захватывает внимание, требует рассматривания. По коллажу  можно придумать огромное множество заданий для детей:
 
 

            Кроме того на своих занятиях использую технологию  песочной терапии.
Игры с песком способствуют автоматизации поставленных звуков, закреплению названий букв, развитию связной речи. Песочный ящик используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираю маленькие пластмассовые игрушки, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки (из них выкладываются дорожки, река и т. п.)
Перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу повышает мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.
 
            Опыт работы показал, что использование нетрадиционных форм работы даёт положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, ребята быстрее и качественнее усваивают материал

 
            В дошкольном возрасте ведущей деятельность ребенка является игра, именно она располагает к доверительным отношениям ребенка и взрослого. поэтому я делаю все возможное, чтобы на моих занятиях царила атмосфера добра, взаимопонимания, взаимоуважения и дети не ощущали установленных границ «учитель» - «ученик». Мы вместе трудимся, радуемся успехам, огорчаемся неудачам, исправляем ошибки. Создавая условия для овладения речью, я придерживаюсь и другого принципа: помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Дети приходят ко мне маленькими, доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес: узнать нечто новое, пока неизведанное. И главное, чтобы этот интерес не угасал.
             Моя работа позволяет своевременно выявить и максимально скорректировать имеющиеся речевые нарушения, существенно ускорить темпы развития ребенка, предупредить возможные вторичные личностные нарушения и обеспечить более успешное школьное обучение. Так, в этом учебном году из десяти моих воспитанников подготовительной группы – девять выпускается со значительным улучшением всех сторон речи, один – с незначительным улучшением в связи с очень редкой посещаемостью детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»