ФГОС в ДОУ

 Официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

" Центр развития ребенка - детский сад "Улыбка"

                               ФГОС в ДОУ

 

План (Дорожная карта) по обеспечению доступности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Улыбка" на 2015-2018 годы.

 

 ДОРОЖНАЯ КАРТА  по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» г.Абаза

 

 План-график введения ФГОС ДО в муниципальном бюджетном
 дошкольном образовательном учреждении
«Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»
 г. Абаза на 2014-2016 г.г.

 

 Мониторинг готовности образовательного учреждения к введению ФГОС ДО на 1 января 2014г.

 

 План методического сопровождения педагогов МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»  по введению ФГОС ДО

 

Аналитическая справка о результатах введения ФГОС ДО в МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» (январь 2014 г. – июнь 2014 г.)

 

 Аналитическая справка о результатах введения ФГОС ДО в МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка» (июль 2014 г. – декабрь 2014 г.)

          

           Аналитическая справка о результатах введения ФГОС ДО в МБДОУ "ЦРР - ДС "Улыбка" (январь 2015 г. - март 2015 г.) 

 

 Аналитическая справка о результатах введения ФГОС ДО в МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»(январь 2014 г. – июль 2015 г.)

 

Аналитическая справка о введение ФГОС ДО январь  2016г.

Аналитическая справка о введении ФГОС ДО декабрь 2016г.

Аналитическая справка о введении ФГОС ДО июль 2017г. 

 

 

 

 

 

                      

 Современный ребёнок – какой он?

 

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка.В его жизни произошли принципиальные изменения в предметном и социальном мире,  изменились и ожидания взрослых от детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.

В настоящее время дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными технологиями и достижениями. Компьютерные игры, интерактивные игрушки, рекламные ролики и новинки кинематографа заменили детям общение с родителями, игры со сверстниками, и возможность замечать мир вокруг.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни современного ребенка. Экспериментальные исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6- 7 лет показали, что наивысшего уровня развития (по Д. Б. Эльконину) игра не достигает. Следовательно, не формируются на должном уровне школьная мотивация, обобщение, умение планировать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Результат - снижение показателей готовности к обучению в начальной школе. Несмотря на то, что у исследователей и практиков возникают размышления о необходимости сюжетно-ролевой игры для современного дошкольника, положительный ответ безусловен. Более того, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вновь выдвигает игру как основу организации всех видов деятельности детей, посещающих детской сад.

Итак, современный ребенок – какой он? Нарисуем его портрет…

Положительные качества

Отрицательные качества

Эрудированный

Любознательный

Развитый

Умный

Раскрепощенный

Хорошо информированный

Свободный

 

Агрессивный

Драчливый

Плаксивый

Капризный

Импульсивный

Тревожный

Педагогически запущенный

 

Современные дети развиты, но это не проходит для них бесследно:

·         проблемы со здоровьем;

·         задержка речевого развития;

·         низкая концентрация внимания;

·         гиперактивность;

·         тревожность, мнительность и агрессивность;

·         снижение умения взаимодействовать и строить общение со сверстниками;

·         развитие зависимостей.

 

Обобщив фундаментальные исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг значимых изменений у современных детей:

• резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста;

• рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий;

• уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы;

• снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий;

• недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность;

• значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;

• рост «экранной» зависимости;

• ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;

• увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;

• снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков;

• астенизация телосложения и снижение мышечной силы;

• рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний;

• рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;

• увеличение численности одаренных детей.

 

Какова же основная проблема современного дошкольника?

 

Основная проблема современного дошкольника - это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.

К чему это приводит? - страдает развитие его самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.

Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение и возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает свое воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.

Важно знать, что ребенок дошкольного возраста познает мир лишь в своем непосредственном отношении к нему через чувствование и осмысление того, что он любит, что ему близко, комфортно, дорого, любимо, приятно, знакомо, понятно и т.д. В этом суть познания себя в этом мире: кто я, какой, что люблю, принимаю, что знаю, что вызывает у меня чувство радости, удивления, восторга, и, напротив, что я не люблю, не знаю, что мне не нравится.

Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В детском саду должны быть не только соблюдены санитарно- гигиенические нормы и требования пожарной безопасности, но и обеспечена психологическая защищенность ребенка.

При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть.

 Для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтобы он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни - детство.

Именно сейчас - в дошкольном возрасте - закладываются основы личности Человека будущего. И если мы, взрослые, не осознаем этого, нам не на что рассчитывать в будущем.

 

Информацию подготовила

 Е. В. Шишигина

 

 

 

 

                     Концепция Л.С. Выгодского «Зона ближайшего развития».

 

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития» было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития (Схема)

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития, о котором и поведал в своей Концепции Л.С. Выгодский.

У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и ЗБР так же будет у всех детей различна.

В качестве эмпирического подтверждения теории зоны ближайшего развития Л. С. Выготский приводил и результаты некоторых зарубежных исследований. Так, например, в работе «Умственное развитие детей в процессе обучения» он пишет: «Американская исследовательница Мак-Карти показала в отношении дошкольного возраста, что если ребенка от 3 до 5 лет подвергнуть исследованию, то у него окажется группа функций, которую ребенок уже имеет, но есть и другая группа функций, которой ребенок самостоятельно не владеет, но владеет под руководством, в коллективе, в сотрудничестве. Оказывается, что эта вторая группа функций в возрасте от 5 до 7 лет находится в основном на уровне актуального развития. Этим исследованием показано, что то, что ребенок умеет в 3—5 лет делать только под руководством, в сотрудничестве и коллективно, тот же самый ребенок от 5 до 7 лет умеет делать самостоятельно...»

Таким образом, можно сказать, что ЗБР характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением и определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности - он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

подсказать, как сделать;

показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л. С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент. Как утверждал Э. Эриксона и его последователи, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать» своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, если, ей правильно воспользоваться, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом, ведь основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

 

Информацию подготовила

 Е. В. Шишигина

 

 

Годовой круг родительских встреч или новый взгляд на родительские собрания.

 

Общение педагогов и родителей всегда происходило в форме педагогических бесед, тематических консультаций, групповых и общих собраний. Они актуальны и сейчас, но их содержание и стиль поведения нуждаются в обновлении.

ФГОС ДО выделяется такие принципы дошкольного образования, как:

·         сотрудничество образовательной организации с семьей;

·         приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимости коррекции нарушений их развития.

            «Групповые родительские собрания  важная и действенная  форма работы воспитателя и коллектива родителей, которая помогает познакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей данного возраста в детском саду», писал Макаренко.

            Действительно, чтобы успешно воспитывать  ребенка, родителям важно знать структуру воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, так же и педагогам нужно знать особенности семейного воспитания.

            Но не всегда, к сожалению, на собрании собираются, для того чтобы поговорить о проблемах и узнать о достижениях друг друга. Часто собрание превращается в монолог воспитателя, который не располагает к доверительному общению. Поэтому, выступление перед родителями с докладом не лучший способ разговора о воспитании ребенка. Воспитателю необходимо учиться слушать и слышать родителей, понимать невербальный язык общения, передавать информацию разными способами, способствовать установлению обратной связи с родителями.

            Диалог порождает новый стиль собраний – собраний–встреч. Такие собрания будут событием для семьи, и для детского сада. Их хорошо проводить как годовой  круг родительских встреч, каждая из которых  направлена на решение определенных задач на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса.

            Рассмотрим  годовой круг собраний-встреч с родителями вновь поступивших воспитанников.

            Первая встреча – установление контакта между педагогами и родителями. Опытные педагоги  уже на первой встрече способны получить важную информацию об отношении родителей к ребенку, узнать об особенностях его развития, отменить целевые установки родителей, определить воспитательный потенциал семьи. Родители же могут оценить  возможность педагогов и особенно важно, заинтересоваться  серьезным и продолжительным диалогом в контакте собраний-встреч.

            Вторая встреча – определение общих, для детского сада и семьи проблем воспитания детей, высказывание предложений об их появлении, обозначаются проблемы, которые будут потом решаться индивидуально.

            Третья встреча – направлена на понимание ценности взаимодействия педагог – родитель. На этой встрече создается проект сотрудничества детского сада и семьи, разрабатывается план действий, стратегия поведения, ведется поиск вариантов оптимальных решений педагогических задач.

            Четвертая встреча – установление обратной связи, обслуживание содержания, форм, результатов совместной педагогической деятельности.

            Название годовой «круг встреч» объясняет, тот процесс, что ребенок развивается по спирали, и каждый виток несет ребенку новые знания природы, мира, предметов, обретение новых навыков, ощущений. Развитие всегда сопровождается с трудностями, преодолеть которые помогут педагоги и родители.

            Условия успешного проведения  собраний (раздать правила):

-          уважать права родителей;

-          искренне выражать чувства, уметь управлять ими;

-          внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей;

-          активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказывать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка

-          не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (внутренняя, закрытая информация);

-          стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Форма проведения собрания может меняться от встречи к встрече: дискуссионные качели, круглый стол с острыми углами, вечер вопросов и ответов, встречи пап (мам), семейные гостиные, диспуты и т. д. (раздать виды форм организации встреч).

В приемной комнате необходимо вывесить материал по теме, оформить стенды в соответствии с выбранной темой, оформить уголки для родителей, оформить выставку детских рисунков и поделок, подобрать методическую литературу по вопросам воспитания  дошкольников, видеоматериалы.

Продумывается время и место собраний.

В течение встречи нужно соблюдать законы диалога, не нарушая прав родителей, следить за временем и завершить собрание в установленный час.

Если какой – то вопрос остался без ответа, его можно перенести на следующую встречу, либо обсудить его в формате консультации, тренинга. Ситуацию недосказанности можно создавать специально чтобы «держать интригу» до следующих встреч.

Ориентируясь на достижения современной психологии, (на исследования  Р.В. Овчаровой) можно использовать такие методы взаимодействия при решении определенных проблем:

- групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций;

-видеокоррекция. Участники дискуссии просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение;

-                     игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии;

-                     совместные действия- выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом;

-                     конструктивный спор помогает сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, учит выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества;

-                     вербальная дискуссия воспитывает культуру диалога в семье и обществе, вырабатывает умение аргументировать свои доводы, аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка. 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам развития и образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей – это одно из главных условий для создания социальной ситуации развития детей.

 

Информацию подготовила

 Е. В. Шишигина

 

 

 

Уважаемые родители!

1 января 2014 года вступил  силу Приказ Министрества образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» и тем самым был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Что это такое? ФГОС ДО – это новый документ для сферы образования. Его разработка и утверждение связано с тем, что долшкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом.

ФГОС ДО отражает осгласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые явялются ориентиром для учредителей нашего ДОУ, административного и педагогического персонала, а также – для вас, уважаемые родители.

            Данный стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательной базы Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

В стандарте сформулированы следующие цели:

·         обеспечение государствомравенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

·         обеспечение государственных гарантий уровня и качетсва образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

·         сохранение единства образовательного пространства Российской федерации от носительно уровня дошкольного образования.

ФГОС ДО устанавливает три основных требования, обязательные для реализации образовательной программы ДОУ:

1.      требование к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;

2.      требование к условиям реализации программы дошкольного образования, включающим требования к психолого-педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде;

3.      требования к результатам осовоения программы дошкольного образования, представленных в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Разработчики делают акцент на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, - к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание следует уделять развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Социализация ребенка – как он общается с другими детьми и воспитателями, заниматься различной деятельностью – в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией (индивидуальное развитие и подход к каждому ребенку).

Ребенок по новому стандарту, должен развиваться в пяти образовательных областях: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие и в области физического развития.

Конкретное содержание указанных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности.

Проект учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для всех детей должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13.

В соответствии с ФГОС ДО разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые образовательная программа определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.

Наше образовательное учреждение осоществляет свою деятельность, опираясь на примерную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Данная программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности  для позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, активной жизненной позиции, патриотизма и уважения к традиционным ценностям на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Эти условия реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.).

Программа основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выгодского о том, что развитие – это важнейший результат успешности воспитания и обучения детей.

В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.

Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Для успешной реализации образовательной программы в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

·         уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности собственных возможностях и способностях;

·         использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

·         построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых и детей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

 

Дата последнего обновления страницы 06.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»