Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 Официальный сайт Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

" Центр развития ребенка - детский сад "Улыбка"

Советы учителя-логопеда

 

 

 

Игры и упражнения для формирования навыков звукового анализа у детей с нарушениями речи

Подготовка к школе осуществляется не для того, чтобы ребенок освоил часть материала из начальной школы на более ранней ступени. Без этой подготовки ребенок  не освоит необходимых знаний, умений и навыков, способов учебной работы.

Одной из важнейших задач при подготовке к школе является формирование у детей навыков звукового анализа и синтеза, т.к. их несформированность  влечет за собой нарушения чтения и письма. Перед формированием навыков звукового анализа нужно уточнить с детьми артикуляцию звуков, научить дифференцировать (различать на слух) гласные и согласные звуки, звуки похожие по звучанию.

Для формирования этих навыков существуют различные игры и упражнения, вот некоторые из них:

Задания

Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши или поднять фишку если он услышит слово с определенным звуком.

Поднять красную фишку, если услышит слово с гласным звуком в начале, синюю – с согласным.

У ребенка полоска , разделенные на три части и фишка. Взрослый называет слово, ребенок определяет позицию заданного звука и кладет фишку в соответствующую клетку.

Игры

«Выбираем подарки», «Магазин» - ребенок подбирает картинки или игрушки для героев, чтобы в названии был заданный звук.

Брось мяч

Учить выделять первый и последний звуки в слове.

Взрослый  бросает ребенку мяч и называет слово, а ребенок убирает первый или звук и возвращает мяч.

Лужи-ужи, косы-осы, крот-рот, бочки-очки, клещи-лещи, сурок-урок.

Раскрась (обведи) картинку

Учить определять наличие и позицию звука в слове.

Взрослый рисует на листе, несколько  картинок.  Нужно раскрасить или заштриховать только те картинки, в названии которых есть заданный звук, или звук, находящийся в определенной позиции.

Соберем цепочку, Домино

Развивать умение выделять первый и последний звуки в слове.

Взрослый выкладывает на стол картинку. Ребенок определяет последний звук в названии и выкладывает картинку , название которой начинается на этот звук (для этой игры нужно подобрать подходящие картинки). Можно играть устно, взрослый называет слово, а ребенок придумывает слово, которое начинается на последний звук.

Где спрятался звук?

Развивать умение определять позицию звука в слове.

Для этой игры нужно нарисовать домик с тремя окошками, чтобы в них поместились подобранные картинки.

Ребенок  расселяет картинки в домик. В первое окно – звук в начале слова, во второе – в середине, в третье – в конце.

Замени первый звук в слове.

Ребенку предлагается заменить первый звук в слове на другой звук, например на Р и назвать новое слово: нога – рога, кот – рот, лак – рак, банка – ранка и т.п.

 

 

 

 

 

Роль семьи в подготовке будущего первоклассника

    Поступление ребенка в первый класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, все родители хотят, чтобы малыш учился хорошо и, конечно же, оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько хорошо подготовили ребенка к школе.
   Как подготовить ребенка к школе? Чему и как учить? Эти вопросы и многие другие волнуют не только специалистов, но и родителей. Мнения специалистов тоже разные.
Одни специалисты считают, что нужно готовить ребенка с трех лет, другие – за год до поступления в школу. Весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе.
   Какова же роль семьи в подготовке будущего первоклассника? На этот вопрос можно однозначно ответить – огромная роль. Но не все родители считают, что подготовка к школе  их забота. Если ребенок посещает детский сад, то эту функцию родители часто перекладывают на воспитателей. Другие родители склонны думать, что придет время и сам всему научится. Это ошибочное мнение. Конечно, в детском саду ведется определенная работа с детьми. Но кто лучше всего знает своего ребенка, может найти самый эффективный подход к нему? Родители. Именно семья  должна сыграть решающую роль при подготовке ребенка к школе.
   Ученые установили, что успешное обучение детей речи возможно только в первые шесть лет жизни. В два года речь начинает бурно развиваться. У тех детей, с которыми активно разговаривают, запас слов – 300-400 слов, а у тех, с которыми мало говорят, к двум годам в словаре всего 20-30слов. Вот уже где начинается отставание! Об этом надо знать каждому родителю. Основы умственных способностей закладываются в самом раннем возрасте, еще до школы.
    О чем говорить с маленькими детьми? Да можно обо всем: о своей любви, о том, что солнышко ярко светит или идет дождик, про птичку, бабочку, цветочек, про ветерок – обо всем, что окружает. Читать и рассказывать сказки, колыбельные песни, учить стихи вместе с детьми.
   Развитие речи ребенка способствует  совершенствованию его интеллекта. Без речи не развивается ум. Очень важно развивать память. Память связана с вниманием. Учить детей сосредотачиваться на выполняемой работе может каждый родитель. Способов тренировки памяти очень много.
    Необходимым условием для хорошей учебы является умение общаться с окружающими, взрослыми и детьми. Без этого умения не будет хорошего настроения, комфортного самочувствия в коллективе, что повлияет и на учебу.
   Умение общаться в большей степени зависит от характера человека, а большинство черт характера – наследственные (по мнению ученых). На характер ребенка влияет в первую очередь уклад жизни всей семьи. Ребенок усваивает те формы общения, которые видит, наблюдает в семье. Если отношения в семье доброжелательные, уважительные, то ребенок впитает их и будет считать нормой своего поведения. С самого раннего возраста  важно обучать формам вежливого общения, включая в активный словарь ребенка слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, извините и т.д.
   С взрослением детей становится шире круг их общения. Постепенно они должны усвоить, что нельзя брать ничего чужого без разрешения, жадничать, отказываться, когда угощают, рвать в чужом саду цветы, ягоды, яблоки, научить правилам общения: радоваться приходу гостей, выражать эту радость улыбкой. Способность понимать  и сочувствовать окружающим от рождения дана далеко не каждому, ее надо терпеливо выращивать.
   Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок учился хорошо? Конечно, каждый. Поэтому родители стараются, как можно раньше научить детей читать, начинают знакомить с буквами, не зная при этом, что следует учить не буквам, а звукам. Здесь также важно помнить, что слишком раннее обучение может не помочь, а навредить ребенку (2-3 года очень рано для чтения). Такие дети часто к моменту поступления в школу уже не хотят читать. Встречаются и такие родители, что учат до школы детей писать письменные буквы и даже диктанты и восхищаются успехами детей: «Вот какой молодец!», «Как хорошо пишет!» Так, на уроках уверенные в себе дети перестают слушать учителя, думают: зачем слушать объяснение приема написания буквы, если я ее уже могу написать. Писать его, конечно же, научили без всяких правил, но бывают и исключения. Во многих случаях приходится переучивать, убеждать, что это неправильно. Переучивать гораздо труднее. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать – создавать условия для развития моторики и особенно движений руки  и пальцев (занятия лепкой, рисованием, конструированием). Необходимо развивать способность ребенка слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказывать.
   Многое в развитии ребенка, в подготовке его к школе зависит от семьи, от терпения и организованности, от желания помочь своему ребенку.

  Гордиенко Н.В.

Речевое развитие ребенка

                                         раннего возраста


             Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.
Произносить первые слова большинство детей начинает на втором году жизни, в возрасте 12-14 месяцев. До этого времени у ребенка наблюдается предшествующая речи звуковая активность - подготовительные упражнения, способствующие развитию говорения, умению произносить слова, овладению речью. Обычно это слова, возникающие из лепета: «мама», «баба», «папа», «няня», «ляля» и т.д.
           К 1году 3 месяцам словарный запас увеличивается  до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.
            К 1году 6 месяцам словарный запас 7-20 слов.
            1 год 9 месяцев ребенок использует фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»). Словарный запас 20-30 слов.
            2 года. На этом этапе здоровый ребенок имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие(ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.
             В течение второго года, если с ребенком разговаривают, с каждым днем расширяется его активная речь, он все больше и больше произносит слов. Исследования показывают, что при благоприятных условиях развития и воспитания к двум годам в речи ребенка может быть до 250 - 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают говорить (произносить первые слова) не в 14 месяцев, а значительно позднее - к двум и даже к трем годам. Такое отставание может быть вызвано разными причинами. Возможно, уделяется мало внимания в плане общения с ребенком или взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша и ему не нужно стремиться выражать их словами. Среди причин могут быть и медицинские показания, желательно обратиться к специалистам (психологу, врачу – логопеду, психоневрологу).
          Овладение речью дается маленькому ребенку нелегко: он еще и недостаточно ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно хорошо владеет своим речевым аппаратом. Нельзя мешать правильному развитию речи ребенка, подражая ему в неправильном произношении слов. Чтобы речь ребенка развивалась нормально, взрослым необходимо произносить слова  правильно. "Детские" слова могут препятствовать развитию речи
          Причина употребления специфических "детских" слов типа "бу-бу", "лю-ка" кроется в том, что правильное звукопроизношение затруднено несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ребенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения. Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро овладеет  правильным произношением.
Ключевое слово для определения нормального развития ребенка до двух лет – понимание. Ребенок должен понимать. Признаки понимания любая мама с легкостью увидит сама без помощи логопеда или невролога. Взгляд, жест, подал чашку вовремя, как-то обозначил отрицание. Задержка в развитии – это когда взаимности не чувствуется вовсе, или она слабенькая.
         Нужно помнить, что и ранее речевое развитие имеет отрицательную сторону. Так, если ребенок в возрасте до полутора лет начинает говорить правильными предложениями, использует недетские слова, родители бывают в восторге и демонстрируют своим знакомым его необыкновенные способности. Но вот ребенок начинает плохо спать, часто плачет во сне, его мучают беспричинные страхи. Это происходит потому, что неокрепшая нервная система не справляется с потоками информации, которая обрушивается на его голову. Ему необходим отдых, свобода от излишних впечатлений, в том числе и речевых.

 

Гордиенко Н.В.
 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"