«Каждый ребенок - особенный»
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности – это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
В Национальном стандарте Российской Федерации установлен комплекс социальных услуг семьям, имеющим детей с ОВЗ, в котором определено их право на получение достойного и полноценного образования. Но, к сожалению, на сегодняшний день, они получают лишь специализированную медицинскую и психологическую помощь и практически не имеют доступа к посещению обычных дошкольных учреждений.
Опираясь на практику прошлых лет (функционирование группы кратковременного пребывания) и на желание педагогов продолжить работу в данном направлении, в нашем дошкольном учреждении в рамках реализации Программы развития была разработана программа и принято решение об открытии в январе 2014 года такой группы с использованием системы мероприятий, способствующих успешной социализации детей в обществе, интеграции их с учётом развития каждого ребёнка.
Основная организационная форма работы группы — индивидуальные занятия и занятия малыми группами в присутствии родителей (законных представителей).
Целью данной группы кратковременного пребывание (ГКП) является создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности.
В настоящее время все воспитанники ГКП с удовольствием приходят в наш детский сад, ведь здесь их ждут и здесь им рады. Каждый день их встречает и занимается с ними педагог дополнительного образования Елена Анатольевна Махнева, дарит минуты волшебного искусства музыкальный руководитель Галина Викторовна Махнева, развивает двигательную активность и играет руководитель по физическому воспитанию Елена Александровна Середенко, помогает развить речевые способности учитель-логопед Наталья Викторовна Гордиенко, и, конечно же, снимает напряжение и создает комфортную обстановку педагог-психолог Ольга Васильевна Иванова.
А в ответ на свою заботу и внимание педагоги получают радостный смех, веселые глаза и теплые улыбки. Ведь это самое главное в жизни – детская улыбка, моменты детской радости! И это значит, что ребенку хорошо и комфортно, что он чувствует любовь, поддержку, понимание, свою необходимость и важность для родителей и просто для людей!
Елена Шишигина
"Об инициативах дошкольной образовательной организации по обеспечению равных стартовых условий готовности детей к обучению в школе".
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования, появилось множество образовательных программ в соответствии с ФГОС и обновленным содержанием для детских садов.
Очередная насущная задача не только для нашего города и республики, но и для всей страны и общества в целом – это создание качественных, современных образовательных условий для обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу.
В детском саду «Улыбка» в течение 2013 – 20014 учебных годов функционировала группа «Особый ребенок». Целью деятельности этой группы являлось создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции познавательно – личностных особенностей детей, и подготовка к обучению в общеобразовательной школе.
Данную группу посещало 7 детей, имеющие ограниченные возможности здоровья. С детьми и родителями проводили время специалисты детского сада: педагог – психолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог, инструктор по физической культуре.
Целью данных встреч являлось получение ребенком качественного дошкольного образования, способствующего успешной адаптации ребенка к школьным условиям.
На основе Единой концепции Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, и соответствующих методов, для каждого ребенка разрабатывалась адаптированная программа обучения и индивидуальная программа психологического сопровождения.
Так, например, ребенок, имеющий недостатки речи, больше часов проводил с логопедом, учился произносить звуки, слова. Замкнутый ребенок, нуждающийся в коррекции самооценки, больше времени проводил с психологом, творческие способности детей раскрывались в музыкальных гостиных, физическое развитие дети получали на встречах с инструктором по физическому воспитанию. Проводимая педагогом образовательная деятельность развивала познавательные процессы, необходимые для обучения в школе.
Наш коллектив стремится дать качественное образование всем детям. И это удается благодаря высокому профессионализму педагогов, и использованию новейших методов и форм работы.
В сенсорной комнате дети имеют возможность обучаться по интерактивным панелям, получать удовольствие от сухого бассейна и кресла с гранулами, релаксируют с помощью пузырьковых колонн, фибероптических волокон и фонтана.
Участие детей с ограниченными возможностями здоровья и родителей в праздничных мероприятиях детского сада способствуют формированию навыков общения со сверстниками. Систематические встречи, современное оборудование, целенаправленные действия специалистов, дают возможность создать дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Презентация к докладу.
Выступление заведующей МБДОУ "ЦРР - ДС "Улыбка"
Елены Сергеевны Мох на августовской конференции,
проходившей 28 августа 2014 года, г.Абаза .